Create a Joomla website with Joomla Templates. These Joomla Themes are reviewed and tested for optimal performance. High Quality, Premium Joomla Templates for Your Site
Дорожная разметка
24.12.2015
Средства для парковки
24.12.2015

Освещение улиц и зданий

Единство светового облика города

Осветительные установки в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах должны обеспечивать не только требования безопасности движения транспорта и людей, но и быть частью гармонической композиции вечернего облика города.

В искусственном освещении города различаются отдельные элементы, действующие совместно, большей частью одновременно, активно влияющие друг на друга и зависящие один от другого, которыми являются: освещение проезжей части города, световые указатели, сигнализация, освещение архитектурных сооружений (малые формы архитектуры, монументы, зеленые насаждения и т. д.), информационное и рекламное освещение (освещение витрин магазинов, ресторанов и различных учреждений культуры и отдыха).

Праздничное освещение тоже взаимодействует с другими элементами освещения города. Освещение улиц и прилегающих к ним тротуаров осуществляется не только светильниками уличного освещения: значительная часть светового потока на них попадает и от светильников архитектурного освещения фасадов зданий, освещенных витрин и световой рекламы.

На фасад здания, со специальным освещением падает свет от светильников уличного освещения, от рекламных огней, витрин здания, находящегося напротив освещаемого, и т. д.

Освещение улиц, дорог и площадейВ осветительных установках городов необходимо определить рекомендуемые типы источников света и светильников, распределить их по площадям и улицам города, установить высоту их размещения относительно проезжей части улицы или площади, выбрать высоту и конструкцию опор. Необходимо выявить степень влияния освещенной витрины на освещенность тротуара и проезжей части улицы, а также фасада здания противоположной стороны улицы.

В комплексе с освещением улицы разрабатывают освещение фасадов зданий исторического или культурного назначения. После этого разрабатывают световую рекламу и информацию. Рекламное решение надо рассматривать в связи со всем световым решением города. Реклама и световая информация — одно из средств выразительности в решении общей задачи создания световой архитектуры.

При освещении садов, бульваров и скверов следует учитывать, что в районе зеленых насаждений обычно отсутствуют дополнительные световые потоки, обусловленные архитектурным, рекламным и витринным освещением.

В архитектурно-художественном аспекте сложный комплекс искусственного освещения представляет собой гармонически связанное художественное произведение, в котором архитектурное решение освещения улицы зависит не столько от уровней освещенности, сколько от гармонического сочетания и стилевого единства отдельных частей осветительной установки и степени уменьшения блескости в поле зрения.

Освещение улиц, дорог и площадей

Проектирование наружного освещения городов следует выполнять в соответствии с СН541—82 (Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).

В установках наружного освещения городов при средней яркости покрытия 0,4 кд/м2 и выше и средней освещенности 4 лк и выше следует применять газоразрядные источники света — преимущественно лампы ДРЛ, МГЛ, НЛВД. В Москве и в других городах для освещения площадей используют ксеноновые лампы ДКсТ. Лампы накаливания применяют только в поселках или на городских улицах местного значения. Люминесцентные лампы используют редко, в основном в южных курортных небольших городах, так как эксплуатация их в средней и северной климатических зонах затруднительна.

Транспортные и пешеходные тоннели освещают газоразрядными источниками света, пешеходные тоннели преимущественно люминесцентными лампами типа ЛБ. Освещение транспортных тоннелей рекомендуется выполнять закрытыми светильниками, имеющими струезащищенное исполнение. Для освещения улиц и дорог с нормированной яркостью 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенностью 4 лк применяют светильники, имеющие широкое или полуширокое светораспределение.

Освещение аллей, пешеходных и прогулочных дорожек выполняется обычно венчающими светильниками рассеянного или преимущественно прямого света. Широко распространены светильники типа СВР с лампами ДРЛ мощностью 125 и 250 Вт. Узкие проезды, тротуары и площадки, расположенные у зданий, освещаются светильниками, установленными на стенах зданий, при условии обеспечения удобного доступа к ним, например, типа РБУ с лампой типа ДРЛ мощностью 125 Вт.

Светильники для освещения улиц крепятся на специальных опорах, которые изготовляют из стали, алюминия, железобетона и дерева. В отечественной практике в основном применяются железобетонные опоры. Деревянные опоры применяют только в поселках, на небольших улицах. Совокупность опоры, кронштейнов и светильников представляет собой фонарь уличного освещения (рис. 1, а—г).

Различают фонари венчающего и консольного типов, отличающиеся способом крепления светильников. Узкие улицы (шириной до 20 м) с периметральной застройкой целесообразно освещать приборами, подвешенными к тросам, а также прикрепленными к зданиям на кронштейнах.

Схемы установки уличных фонарей

Рис. 1. Схемы установки уличных фонарей: а – венчающего, б – консольного, в – настенного, г – подвесного.

Уличный фонарь с железобетонной опорой и стальной консолью

Рис. 2. Уличный фонарь с железобетонной опорой и стальной консолью.

При свободной застройке жилых кварталов освещение монтируется на опорах.

Широко распространены фонари, опора которых изгибается под углом 15°, и эта изогнутая часть служит консолью для крепления светильника. Большинство современных консольных светильников рассчитано на установку с таким наклоном. В некоторых из них имеется изогнутый патрубок. Такие светильники должны устанавливаться на горизонтальных консолях. Не допускается устанавливать светильник под углом 30—40°. Типичный уличный фонарь с железобетонной опорой и стальной трубчатой консолью показан на рис. 2.

При установке светильников на тросовых растяжках часто возникает их вибрация, передающаяся зданиям, к которым они крепятся. Во избежание этого тросы следует крепить с помощью специальных амортизаторов. Типы опор наружного освещения должны, применяться в соответствии с техническими правилами по экономному расходованию основных строительных материалов. Рассмотрим основные требования к расположению опор, предъявляемые в СН541—82.

Расстояние от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности цоколя опоры должно быть не менее 0,6 м. Это расстояние внутри жилых кварталов допускается уменьшать до 0,3 м при отсутствии автобусного и троллейбусного движения, а также движения тяжелых грузовых машин. Опоры на пересечении улиц и дорог рекомендуется устанавливать до начала закругления тротуаров и не ближе 1,5 м от различного рода въездов, не нарушая единого строя линии установки опор.

Расстояние между опорой и подземными коммуникациями принимается согласно требованиям СНиПа по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов, по наружным сетям и сооружениям, по электротехническим устройствам. Опоры для светильников на наружных инженерных сооружениях (мосты, путепроводы, эстакады, дамбы и т. д.) следует устанавливать в створе ограждений, стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

Для мостов и дамб, чтобы обеспечить требуемый уровень освещения устанавливают большое количество фонарей, которые часто по рисунку и масштабу не подходят к архитектуре моста. Сокращение их числа приводит к применению нерациональных технически многоламповых фонарей, не обеспечивающих достаточную равномерность освещения. Поэтому начали применять осветительные устройства, встроенные в ограждение мостов и других инженерных сооружений.

На улицах с трамвайным или троллейбусным движением светильники размещают на опорах контактной сети, на которых следует осуществлять подвес светильников с воздушной электрической сетью общего пользования.

Аллеи скверов и пешеходные дорожки не требуют интенсивного освещения, так как на них нет движения транспорта. Часто можно ограничиться освещением только главных аллей и проходов. Следует учитывать, что на бульвар обычно попадает свет от прилегающих улиц. Для садов и бульваров целесообразно применять фонари торшерного типа с венчающими светильниками, при этом опоры следует располагать вне пешеходной части дорожек (на газонах в ряду с деревьями, скамейками и т. д.).

Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м. Высота подвеса светильников при их расположении над контактной сетью трамвая должна быть 8 м от головки рельсов и при расположении над контактной сетью троллейбуса — 9 м от уровня проезжей части.

В осветительных установках для освещения мостов и путепроводов, при использовании светильников с защитным углом не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без специального инструмента высота их установки не ограничивается, в транспортных тоннелях при таком же защитном угле высота установки светильника должна быть не менее 4 м.

В пешеходных тоннелях рекомендуется использовать светильники с защитным углом 15° и более для люминесцентных ламп суммарной мощностью 80 Вт и ламп ДРЛ мощностью 125 Вт, допускается использование светильников с матированными и молочными рассеивателями без отражателей для ламп ДРЛ мощностью 125 Вт.

В СН541—82 предусмотрено несколько оптимальных схем размещения светильников на улице (рис. 3). В зависимости от ширины и категории улиц применяются различные схемы расположения светильников: односторонняя, двухрядная в шахматном порядке, двухрядная прямоугольная, осевая, двухрядная прямоугольная по осям движения, двухрядная прямоугольная по оси улицы.

Схемы 1—3 и 6 соответствуют случаям установки фонарей, а 4 и 5— подвеске светильников на тросах. На закруглениях улиц и дорог с радиусом кривых в плане по оси проезжей части 60—125 м фонари при одностороннем расположении должны размещаться по внешней стороне улицы согласно рис. 4, а.

Схема расположения фонарей в осветительных установках улиц и дорог

Рис. 3. Схема расположения фонарей в осветительных установках улиц и дорог. 1 — односторонняя, 2 — двухрядная в шахматном порядке, 3 — двухрядная прямоугольная, 4—осевая, 5—двухрядная прямоугольная по осям движения, 6—двухрядная прямоугольная по оси улицы

Освещение железнодорожных переездов и пешеходных переходов в одном уровне должно обеспечиваться светильниками, располагаемыми на схемах, соответствующим рис. 4, б, в.

Схема расположения светильников

Рис. 4. Схема расположения светильников: а — на закруглении, б — на железнодорожном переезде, в — на пешеходном переходе, L — шаг светильников, Н — высота установки светильников, R — радиус кривизны в плане по оси дороги

Схемы расположения светильников на пересечениях

Рис. 5. Схемы расположения светильников на пересечениях: а, б — на примыканиях, в — на перекрестке, Н — высота установки светильников

Освещение пересечений в одном уровне рекомендуется выполнять в соответствии со схемами, приведенными на рис. 5. Для освещения больших площадей, когда желательно сократить число опор или полностью от них отказаться, применяются светильники с лампами ДКсТ большой единичной мощности (20 кВт), устанавливаемые на мачтах высотой 25 м.

Для той же цели (освещения площадей) используются и прожекторы, размещаемые на крышах зданий. Основным недостатком прожекторного освещения является слепящее действие, оказываемое им на пешеходов, водителей, а также мешающее воспринимать архитектуру площади в вечернее время.

Типовые решения освещения улиц и дорог

На основе СН541—82 были разработаны «Типовые решения освещения улиц и дорог», что позволило без трудоемких расчетов определять основные параметры осветительных установок улиц и дорог городов и населенных пунктов в зависимости от нормы яркости дорожного покрытия, распределения яркости и показателя ослепленности, а также оценивать и сравнивать различные осветительные установки при составлении технико-экономических обоснований архитектурно-планировочных и инженерных решений застройки.

Типовые решения содержат схемы раоположения, тип светильников и источников света, рекомендуемую высоту их установки, шаг и число светильников (опор) на 1 км дороги, установленную мощность осветительной установки на 1 км дороги, на 1 м2 освещаемой проезжей части дороги, а также установленную мощность, приведенную к 1 кд/м2 нормируемой средней яркости или 1 лк/м2 нормируемой средней освещенности, в зависимости от ширины проезжей части.

Установленная мощность осветительной установки, отнесенная к 1 м2 проезжей части и единице нормы освещения, позволяет выбрать наиболее рациональные по расходу электроэнергии светильники для создания нормы средней яркости или освещенности.

Схема расположения светильников

Рис. 6. Схема расположения светильников: а, б, е — двухрядная прямоугольная по оси улицы, в, г, д — двухрядная прямоугольная

Окончательный выбор варианта освещения должен производиться по технико-экономической оценке с учетом стоимостных показателей по утвержденным (действующим) ценникам.

Типовые решения составлены для наиболее распространенной системы освещения, при которой светильники установлены на опорах или подвешены на тросе на высоте 6,5—15 м в соответствии со схемами расположения, показанными на рис. 3.

Выбор параметров осветительных установок в зависимости от ширины проезжей части, с учетом категории и планировки улиц, архитектурных требований и т. д. производится по таблицам, приведенным в «Типовых решениях освещения улиц и дорог», на основании технико-экономической оценки.

Варианты осветительных установок улиц и дорог рассчитаны для ширины дорожного покрытия, соответствующего требованиям СНиП II-60—75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» для профилей улиц и дорог, показанных на рис. 6 с использованием выпускаемых отечественной промышленностью светильников.

Кроме того, «Типовые решения» содержат примеры освещения улиц различного профиля. В расчетах осветительных установок приняты значения световых потоков, предусмотренные действующими ГОСТами на источники света. Высота установки и шаг светильников рассчитаны для каждого значения нормы с учетом равномерности распределения яркости (Lmах/Lmin) или освещенности (Еmax/Еmin) и ограничения ослепленности. Установленная мощность осветительных установок с газоразрядными источниками света рассчитана с учетом потерь в пускорегулирующей аппаратуре (ПРА).

В дополнение к «Типовым решениям освещения улиц и дорог» разработаны «Методические рекомендации по проектированию наружных осветительных установок в районах Крайнего Севера». В этих рекомендациях даны типовые решения осветительных установок улиц и дорог с учетом продолжительных неблагоприятных погодных условий (туманы, метели).

Поперечный профиль магистральной улицы общегородского назначения

Рис. 7. Поперечный профиль магистральной улицы общегородского назначения.